Для данного блока нет содержания
Статистика

Яндекс.Метрика




Даргомыжский Александр Сергеевич


Биография великого композитора Даргомыжского

портрет композитора Даргомыжского

Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869) - русский композитор. Получил разностороннее домашнее образование, в том числе и музыкальное. Под влиянием знакомства с М. И. Глинкой (1835) избрал путь композитора. Уже ранние произведения Даргомыжского свидетельствуют о самобытном претворении им традиций Глинки. Первая опера Даргомыжского «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери», 1847) обнаруживает драматический дар автора. В 40-х гг. написаны романсы «Я вас любил», «Свадьба», «Ночной зефир» (на слова А. С. Пушкина) и др., отличающиеся глубиной психологического выражения, яркой образностью. Творчество Даргомыжского 2-й половины 40-х - начала 50-х гг. отражает тенденции, связанные с развитием критического реализма в литературе и искусстве. В 1855 создана опера «Русалка» (по поэме Пушкина).

С конца 50-х гг. развернулась музыкально-общественная деятельность Даргомыжского. Он был избран членом комитета РМО (1859), участвовал в разработке устройства первой в России консерватории. В эти годы Даргомыжский создал ряд романсов, явившихся вершиной его камерно-вокального творчества. В конце 50-х - начале 60-х гг. Даргомыжский сблизился с группой молодых композиторов (впоследствии - «Могучая кучка» ) , оказав большое влияние на их творчество. Участвовал в работе сатирического журнала «Искра» (позже также в журнале «Будильник»). В 1864-1865 Даргомыжский совершил заграничную поездку (впервые был за границей, главным образом в Париже, в 1844-1845), во время которой в Брюсселе исполнялись его произведения . В последние годы жизни работал над оперой «Каменный гость» (по Пушкину; по завещанию Даргомыжского неоконченную 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, инструментовал оперу и составил интродукцию к ней Н. А. Римский-Корсаков).

Даргомыжский наряду с Глинкой - основоположник русской классической школы. Его центральное произведение - опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра - народно-бытовой психологической музыкальной драмы. Даргомыжский впервые воплотил в музыке тему социального неравенства («Русалка», ряд романсов). Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник». Его инструментальные произведения (пьесы для оркестра «Баба-Яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия») уступают по значению операм и романсам, но содержат некоторые приёмы, развитые впоследствии русскими композиторами.

В своём творчестве Даргомыжский основывался на методе так называемого интонационного реализма (девиз Даргомыжского : «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды»). Созданию конкретного индивидуального образа служило воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Наиболее радикально осуществлен этот принцип в опере «Каменный гость», которая почти полностью основана на мелодизированном речитативе. В опере решена и другая новаторская задача: музыка написана на неизмененный текст литературного произведения. Даргомыжский наметил новые пути в оперном и камерно - вокальном жанрах, ведущие к творчеству М. П. Мусоргского (назвал Даргомыжского «великим учителем правды в музыке»), П. И. Чайковского и др. русских композиторов. Написал автобиографию .

На главную       Вернуться назад